Забудьте о стандартных правилах для видео, при съемке на 360 градусов всё не так. 360 видео - это VR-подобный формат, который позволяет смотреть вверх, вниз, влево, вправо и сзади - в любых направлениях сразу. Но чтобы снимать такие видео, вам нужна специальная камера (или конструкция из нескольких камер) и огромное терпение.
Я узнал об этом на собственном горьком опыте во время месячного ускоренного курса сравнения трёх различных устройств: 360 Freedom (система из шести камер GoPro Hero4), Kodak Pixpro SP360 4K Dual Pack Pro (две камеры Kodak Pixpro) и Ricoh Theta S (одна камера всё-в -одном).
Не все 360 камеры сконструированы одинаково.
Первая задача - попытаться выяснить, какие камеры стоит рассматривать в качестве своего аппарата. Быстрый поиск в Гугле по 360 камерам покажет, что вы можете потратить от $200 (на LG 360 Cam ) до $60000 (на камеры Nokia Ozo).
Кроме того, необходимо учитывать угол обзора. Даже камеры, которые имеют в названии "360" не будет производить съёмку по всему углу в 360 градусов.
360Fly и Kodak Pixpro SP360 - два примера камер, которые имеют диапазон обзора только 240 градусов по вертикали. Чтобы получить полное сферическое изображение, вы можете заполнить недостающие угол графикой, как и в случае 360Fly, или установить две камеры "спина к спине", как и в случае Pixpro.
Для того, чтобы произвести полную 360-градусную съёмку с GoPro, вам будет нужно их по крайней мере 6 штук, установленных на одном шасси стороннего производителя или ждать выпуска Omni GoPro - полностью интегрированное решение, которое включает в себя сразу шесть камер в одном корпусе и синхронизирует их все автоматически.
Простое объяснение огромной разницы в цене - это качество: чем дешевле камера, тем ниже разрешение. Но есть нечто более важное, чем это. Только камеры в высоком ценовом диапазоне, такие как Озо, способны на съёмки стереоскопического видео для VR.
Есть два типа 360 видео.
Моноскопическая съёмка - наиболее распространенный тип изображения 360, которое мы видим на панорамах в Просмотре улиц Google или 360-плеерах на Youtube 360 и в Фейсбуке. Это плоские визуализации 360-градусной съёмки, которые можно просматривать на любом экране или в гарнитуре. Вы можете перемещаться по всему пространству, но у вас нет реального восприятия глубины.
Стереоскопическое видео - видео класса "виртуальная реальность", создаёт 3D-рендеринг 360 градусной съёмки с использованием отдельного канала восприятия для каждого глаза. Этот тип видео, как правило, снимается на две линзы (по одной на глаз) и могут быть просмотрены на гарнитурах VR.
Существуют различные степени сложности.
Для нашего сравнения мы решили протестировать только моноскопические камеры 360 для трёх уровней: новичок, продвинутый и полупрофессионал.
Новичок: вторая версия камеры Тета S от Ricoh, стоит около $350. "Сшивка" выполняется на лету, так что вы можете поделиться своими видео-роликами сразу без предварительного редактирования. Другие камеры в этой категории: Samsung Gear 360 и LG 360 Cam.
Продвинутый: Kodak Pixpro SP360 4K Dual Pack Pro - стоит $900 и состоит из двух Pixpros установленных на одном шасси. И так как вы получаете видео из двух разных источников, вам нужно сшить их вместе в процессе редактирования. KeyMission компании Nikon выдаёт похожее качество, но будет записывать все кадры одним устройством.
Полупрофессионал: Мы протестировали Freedom 360 - корпус стороннего производителя, используя шесть камер GoPro Hero4s. Такая конструкция требует нажать сразу все шесть кнопок захвата и синхронизировать видео вручную с помощью специального программного обеспечения для редактирования. Вся конструкция может в конечном итоге стоить более $3000 ($500 для шасси Freedom360 + шесть камер и программное обеспечение).
Удобство очень важно.
Только Theta был достаточно компактен, чтобы поместиться комфортно в моем кармане во время прогулок. И установка Freedom360 и Pixpro требуют некоторого дополнительного времени на планирование и настройку, поэтому не следует ожидать, что вы сможете снять спонтанный кадр.
Theta также является единственным устройством, которое не требует SD карты она поставляется с 8 гигабайтами встроенной памяти и встроенным же аккумулятором. Для двух других вариантов я носил с собой несколько карт памяти SD и несколько батарей для зарядки.
Объекты в 360 не всегда то, чем они кажутся.
Трудно предсказать, как будет выглядеть результат съёмки в 360, когда готовитесь непосредственно к съёмке. Всё поначалу выглядит простым при съемке в 360, но вы не знаете, на каком расстоянии объекты будут появляться, как будет падать свет или что будет на линии шва.
Линия шва, как я понял -, это точка, в которой видео от каждой линзы встречается с соседней, чтобы замкнуть полную сферу. Поскольку Theta делает все швы сама в реальном масштабе времени, это позволяет использовать телефон в качестве видоискателя с помощью мобильного приложения. Сама сшивка относительно ровная и соответствует реальности.
Сшивка - очень трудоёмкий процесс.
Работа с многокамерной установкой такой, как Pixpro и Freedom360 означает, что вы должны будете вручную сшить все ваши кадры из каждого отдельного источника.
Kodak предлагает бесплатное программное обеспечение для Мака или ПК с Windows, который использует аудио в качестве основы для сопоставления клипов одним нажатием кнопки. Процесс довольно прост, но объекты и люди могут исчезают прямо около линии шва. Программное обеспечение для редактирования позволяет настроить это вручную, но оно ограничивается основами.
Компания GoPro купила фирму
Kolor, которая специализируется в области программного обеспечения для сшивания 360 видео, и которое вы можете использовать, чтобы собрать кадры из многокамерной установки. Это ПО даст вам намного больше контроля над сшивкой и качеством видео, но оно не дёшево. Pro версия стоит около $650 на сайте Kolor.
Разрешение на 360 не очень хорошее.
Большинство 360-камер будет рекламировать максимальное разрешение, при котором они могут снимать плоское изображение RAW, но как только начинается работа с 360, разрешение оказывается значительно хуже. Theta, например, имеет разрешение 1080p (1920х1080), но в "режиме гарнитуры" это больше похоже на 480p (852х480) и выглядит размыто по краям.
То же самое относится и к двум другим, которые снимают в 4K (3840х2160) плоское изображение. Kodak тут выглядит по-лучше, но не соответствует 4К по мере того, как вы начинаете снимать в 360.
Съёмка на GoPro наиболее соответствовала высокой чёткости даже в режиме гарнитуры 360, но RAW-кадры выглядели приглушенно, и приходилось вручную делать цветокоррекцию, чтобы получить ту же сочность как у Pixpro.
Будьте готовы жертвовать качеством видео при публикации.
Большинство 360 плееров, таких как Ютуб и Фейсбук сжимают видео-файл при загрузке. Чем выше разрешение исходного видео, тем лучше оно будет выглядеть на каждом сайте, но оно всё же значительно хуже, чем у версии, которая сохранена в компьютере и телефоне.
Видео из Theta было проще всего загрузить (прямо из приложения), но ролики так же больше пострадали с точки зрения качества изображения.
Максимум качества при просмотре на Ютубе и Фейсбуке.
Одна из ошибок новичка, которую я сделал, когда я впервые воспроизводил видео на этих сайтах - было полагаться на разрешение по умолчанию, которое делало ролики, выглядящими ужасно. Нажмите на иконку настроек на Ютубе и установите максимальное разрешением до 4K, если это возможно. На Фейсбуке убедитесь, чтобы выбрали опцию "HD". Это имеет огромное значение.
Смиритесь с несовершенством технологии.
Даже если вы делаете всё правильно, всё может пойти не так при съемке в 360. Наиболее ценные уроки получаются из проб и ошибок во время съемки: избегание линии шва, не забывать про крышку объектива, очистка SD карт, и понимание, как не попасть в кадр, независимо от того, где я стою в режиме съёмки "360".
Лиха беда начало.
Похоже, что все от создателей камеры до создателей программ всё еще пытаются нащупать новые границы, и вам может быть лучше подождать несколько месяцев, если вы хотите, чтобы погрузиться в мир съёмки 360. К концу года ожидается появление новинок в этой сфере.