До 120 Гц и выше: плюсы и минусы того, как 4K-телевизоры уменьшают размытость изображения

Относится к категориям: TV, LED LCD
Владимир Ш.
Ваш телевизор размывает движение, и это вина вашего мозга. Если повезет, вы не заметите этого. Но если вы читаете эту статью, вы, вероятно, замечали этот эффект.

Эта проблема называется "размытость при движении", и производители телевизоров уже много лет находят способы борьбы с ней. К сожалению, эти методы часто имеют побочные эффекты, которые для многих людей хуже, чем лечение.

Возьмите Тома Круза. Наряду со многими поклонниками кино он ненавидит эффект мыльной оперы, благодаря которому фильмы выглядят плавно, как в мыльных операх. Создатели телевидения создали этот эффект для борьбы с размытым изображением и часто связывают его с частотой обновления 120 Гц.

Высокая частота обновления и сглаживание движения - это только начало. На современных телевизорах можно найти множество других технологий против размывания, включая сканирование со светодиодной подсветкой и вставку чёрного кадра. Изучение плюсов и минусов каждого рещения должно помочь получить телевизионное изображение, которым вы будете довольны. Или, по крайней мере, счастливее, чем раньше.

Что такое размытие в движении?

Размытие в движении - это когда что-то на экране размывается, обретает менее резкие очертания и становится менее отчётливым, когда движется. Это может быть один объект, например, мяч или автомобиль, или весь экран, например, когда камера перемещается по пейзажу.

Я всегда замечаю это, когда какое-нибудь лицо показывается крупным планом, а затем человек отворачивается. В одну секунду вы видите каждую ресницу и морщинку, в следующую - расплывчатый силуэт.

Отчасти это может быть связано с более низкой частотой кадров фильмов и большинства телешоу, что может привести к размытию, вызванному камерой. Вы ничего не можете с этим поделать. Есть также размытие, вызванное самим телевизором, в этом случае ваш телевизор может с этим что-то сделать.

В первых плоских телевизорах и дисплеях виновником часто была медленная скорость жидкокристаллических элементов, которые создают изображение на ЖК-телевизоре. В наши дни большинство ЖК-дисплеев способны изменять свои состояния достаточно быстро, так что размытие движения вызвано чем-то другим: "сэмплирование и удержание".


ЖК-дисплеи и современные OLED-телевизоры настраивают свои пиксели для отображения изображения, а затем удерживают его до тех пор, пока экран не обновится. В большинстве телевизоров это означает, что в течение одной шестидесятой секунды изображение остается на экране неподвижным. Затем экран обновляется, и новое изображение удерживается там ещё одну шестидесятую секунды. Некоторые телевизоры имеют более высокую частоту обновления, а в некоторых странах телевидение обновляется каждую 50-ую долю секунды, но процесс тот же.


Реакция мозга на движения на ЖК-телевизоре.

Шестьдесят неподвижных изображений в секунду сменяются достаточно быстро, чтобы превысить порог слияния вашего мозга. Вы не видите неподвижные изображения, а только плавное движение. Тем не менее, ваш мозг работает достаточно быстро, поэтому он ожидает увидеть движение во время этих задержек. Изображения хранятся достаточно долго, чтобы ваш мозг предполагал, что всё, что находится в движении, будет продолжать двигаться... но это не так. Изображение на самом деле статично, а затем переходит на следующую позицию, которая также является статичной.

Ваш мозг и глаза, ожидая плавного движения, размывают объект, двигаясь, чтобы следовать за тем, где он должен быть. Физиологические причины, стоящие за этим, выходят за рамки данной статьи, но ключевым аспектом является размытие движения происходит в вашей голове, что важно, когда речь заходит о том, как от него избавиться.

Производители телевизоров знают о проблеме размытия уже в течение многих лет. Это основная причина повышения частоты обновления. Современные телевизоры 4K максимально работают на частоте 120 Гц, но в дни 1080p были модели с частотой до 240 Гц (или 100 и 200 Гц, в зависимости от того, в какой стране вы живёте).

Более высокие частоты обновления сами по себе не решают проблему размытия при движении. Изображения всё ещё удерживаются, и если вы просто удвоите количество неподвижных изображений, чтобы подогнать их от 60 к 120, вы реально ничего не измените. Вам нужно что-то изменить, и вот тогда всё становится интересным.

Интерполяция движения.

Обработка в современных телевизорах может с удивительной точностью определить, что происходит между двумя кадрами видео. Например, если мяч находится на левой стороне экрана в кадре A, а правая часть экрана в кадре B, телевизор может с уверенностью предположить, что если бы между кадрами A и B была рамка, то мяч будет в центре экрана.

Телевизор с частотой 120 Гц определяет, как будет выглядеть этот кадр "AB", а затем вставляет его между кадрами A и B. Это означает, что для переключения между кадрами требуется больше кадров и меньше времени внимание "удерживается" на каждом кадре. Это называется интерполяцией кадров или движений. С таким видеоконтентом, как спорт, новый кадр вставляется между каждым исходным кадром, и в результате получается меньше размытости при движении и больше видимых деталей. Однако с фильмами и телевизионными шоу по сценарию есть проблема.

Почти все фильмы и нереальные телешоу записываются с частотой кадров 24 кадра в секунду. Это восходит к тому, когда почти всё снималось на плёнку. Хотя в первые дни были разные частоты кадров, Голливуд остановился на 24, и так продолжалось на протяжении десятилетий.

В наши дни очень мало фильмов или шоу снимают на плёнку, но цифровые камеры настроены на запись со скоростью 24 кадра в секунду. Сознательно или нет, люди приравнивают более высокую частоту кадров к низкобюджетным или реальным записям. Новости, реалити-шоу, спорт и т. д. используют более высокую частоту кадров, обычно 30 или 60 кадров в секунду.


Интерполяция кадров увеличивает видимую частоту кадров, поэтому контент со скоростью 24 кадра в секунду больше не выглядит как контент со скоростью 24 кадра в секунду, потому что при отображении на этих телевизорах это не то прежний контент со скоростью 24 кадра в секунду. Интерполяция эффективно увеличивает частоту кадров, поэтому контент с частотой 24 кадра в секунду выглядит как 30 или 60 кадров в секунду. Это больше похоже на спорт, реалити-шоу или контент, который даёт этому эффекту его название: эффект мыльной оперы.

Многие люди не замечают или не заботятся об эффекте мыльной оперы. Другие, не могут этого вынести. Ультрагладкое движение не просто выглядит искусственно, но может отвлекать и быть неприятно для глаз. Большинство голливудских создателей тоже ненавидят это, потому что это не то, что задумал режиссер для своего творческого замысла. Если бы они хотели записывать со скоростью 48 кадров в секунду, они бы записали со скоростью 48 кадров в секунду, как это сделал Питер Джексон с Хоббитом.

К счастью, большинство телевизоров не только позволяют отключить интерполяцию кадров, но и позволяют настроить её интенсивность. Таким образом, вместо созданного кадра, находящегося посередине между A и B, возможно, он лишь немного отличается от A или немного отличается от B. Если на вашем телевизоре есть эта настройка, стоит попереключать её, чтобы посмотреть, сможете ли вы найти настройку, достаточную для уменьшения размытия в движении. Некоторые производители даже выделяют обработку, чтобы уменьшить дрожание, вызванное размещением контента со скоростью 24 кадра в секунду на дисплее со скоростью 60 кадров в секунду.

Вставка чёрного кадра.

К счастью для людей, которые ненавидят эффект мыльной оперы, есть ещё один способ уменьшить размытость при движении. Общий термин - вставка чёрного кадра, но это определение охватывает множество различных способов получения подобного эффекта. В самом основном, и там, где техника получила своё название, между реальными рамками вставляется чёрный кадр.

Это тоже имеет свою историю в кино. Хотя фильмы снимались со скоростью 24 кадра в секунду, они не показывались со скоростью 24 кадра в секунду. Это было достаточно медленно, чтобы некоторые люди видели мерцание. Вместо этого каждый кадр фильма показывался дважды, а затвор перекрывал свет. Некоторые кинотеатры пошли ещё дальше, показав каждый кадр фильма три раза. Это гашение было простым способом повысить производительность при более высокой частоте кадров без затрат на дополнительный запас плёнки.

Вставка чёрного кадра обманывает ваш мозг, заставляя думать, что движение происходит плавно. К сожалению, и тут есть пара недостатков.


Когда телевизор тратит половину своего времени на показ чёрного экрана, световой поток падает. Во многих случаях этот компромисс приемлем, поскольку современные телевизоры исключительно яркие. В других случаях не особо. Например, у меня есть фронтальный проектор, и режим вставки чёрного кадра может сделать изображение очень тусклым.

Существует также возможность видимого мерцания, так как телевизор по существу мигает с включенными черными кадрами. Телевизионные обзоры часто обнаруживают, что мерцание от чёрного кадра слишком интенсивное, чтобы получать эффект улучшения размытия в движении.

Как и в случае интерполяции кадров, вставка чёрного кадра имеет разные реализации. В редких случаях телевизор с режимом "BFI" показывает чёрную рамку в течение того же периода времени, что и реальный кадр. Это также не обязательно кадр вообще. Все ЖК-дисплеи создают изображение с подсветкой. Эта подсветка также может отключаться только в течение части времени, в течение которого кадр отображается на экране, что является одним из способов, которыми компании могут утверждать, что их телевизоры с частотой 60 Гц имеют рейт выше 60.

Другой метод - это скользящая или сканирующая подсветка, когда части изображения последовательно темнеют. Подсветка может сначала потемнеть в верхней четверти экрана, затем в верхней, средней и нижней частях экрана. Стереть и повторить.


Есть также уровни того, насколько "чёрным" бдет чёрный кадр. Телевизор с частотой 120 Гц может вставить кадр, дублирующий предыдущий кадр, но темнее. Не совсем "чёрный", просто затенённый. У этого метода тоже есть свои плюсы и минусы. Не так много света теряется, но, возможно, движение кажется не таким чётким.

Как и в случае интерполяции кадров, если ваш телевизор имеет другие настройки, определенно стоит ознакомиться с тем, на что они влияют, и протестировать их.

Опция проектора DLP.

На сегодняшний день только две технологии плоских телевизоров, LCD и OLED, страдают от размытия в движении. Тем не менее, есть ещё одна технология отображения - DLP.

В настоящее время Digital Light Processing применяется только в проекторах и использует миллионы крошечных зеркал, которые быстро включаются и выключаются для построения изображения на экране. Некоторые проекторы кинотеатров используют эту технологию. Домашний вариант не такой дорогой. Вам тоже понадобится экран, но дешевле. Получить 3-метровый телевизор за 1000 долларов очень просто. Многие модели стоят даже дешевле.

Однако есть несколько компромиссов. В то время как современные проекторы очень яркие по сравнению со старыми моделями, они не выигрывают перед обычным телевизором. В комнате нужны плотные шторы или если вы смотрите телевизор в основном ночью, это не проблема. Я использовал проектор в качестве основного телевизора более 15 лет. Однако в этой комнате у меня плотные шторы.


Другим аспектом является общее качество изображения. Более качественные изображения DLP-проекторов выглядят хорошо и отличаются исключительной чёткостью, особенно при показе движения по сравнению с другими технологиями отображения. Однако они не имеют глубины цвета или контрастности других технологий. Таким образом, изображение не будет ярким, как, например, на OLED-телевизоре. Проекторы могут читать данные HDR, но поскольку они не яркие и контрастность плохая, изображение не будет сильно отличаться от не относящегося к HDR.

Однако, если вы не любите размытие в движении, это, пожалуй, лучший вариант. Я голосую за проектор, но это опредёленно выбор образа жизни. Вы действительно должны сильно ненавидеть размытие движения, чтобы это было причиной, по которой вы переключаетесь на проектор.

Знайте настройки управления движением вашего телевизора.

Многие новые телевизоры, особенно модели среднего и высокого класса, обладают некоторой регулировкой того, как они справляются с размытостью при показе движений. Надеемся, что если размытие движения вас беспокоит, вы можете найти настройку, которая сработает у вас, не раздражая остальных членов семьи.

Я долго ненавидел размытие движения, будучи намного более осведомлённым и раздраженным этим фактом, чем мои знакомые. Поскольку я также ненавижу эффект мыльной оперы, единственным оптимальным вариантом уменьшения размытия в движении на моём текущем проекторе является вставка чёрного кадра. Но через несколько месяцев... мне это надоело. Компромисс между тусклым изображением и просто заметным мерцанием не стоил лучшей видимой детализации.

Если вы просто не можете смириться с размытостью, обязательно попробуйте различные настройки, упомянутые выше. Если вы приобрели телевизор новой модели, посмотрите, не облегчат ли просмотр динамичных фильмов какие-либо его настройки. Если нет, подождите немного времени и посмотрите, не привыкли ли вы к этому. Надеюсь, вы привычка победит.

Комментариев - 0
Рейтинг - 1016 баллов
 
Похожие статьи на сайте:
 
Комментариев: 0
 
Имя *:

E-mail:

Текст комментария *: